пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 131-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 626-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Поппер, Карл

«Третий мир» Карла Поппера. Карл Поппер предложил в году различать следующие три «мира»: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных).

Утверждение новой парадигмы, как отмечает Т. Кун, осуществляется в условиях, когда большинство ученых еще не в состоянии мыслить по-новому, понятийный аппарат науки неадекватен новому содержанию. В это время новаторские идеи оказываются неассимилироваными всей наукой. Однако вся эта перестройка неизбежна. Кун, — хорошо уловил неисторический дух научного сообщества, когда писал: В некотором смысле защитники различных парадигм живут в различных мирах. Конечно, поскольку они относят свои теории к действительности, которая существует объективно, их представления не могут быть произвольными. Но они по-разному воспринимают реальность. Поэтому переход от одной парадигмы к другой нельзя совершить постепенно посредством логики и ссылок на опыт. Он должен осуществляться сразу. Здесь ситуация подобная той, которая возникает, когда вы смотрите на рисунок с изображением двух профилей лица человека, обращенных друг к другу и нарисованных рядом. Вдруг вы замечаете, что видите не лица людей, а изображение вазы.

карл поппер о трех мирах

Если посмотреть на развитие науки в целом, то в ней очевиден прогресс, выражающийся в том, что научные теории предоставляют все большие возможности ученым для решения головоломок. Однако нет никаких оснований считать более поздние теории лучше отражающими происходящее в действительности. Кун, — улучшает механику Аристотеля и что теория относительности улучшает теорию Ньютона в том смысле, что дает лучшие инструменты для решения головоломок. Концепция развития науки Т. Куна является по существу и философско-методологической и историографической. Важной ее особенностью является обращение к социально-психологическим аспектам деятельности ученых, которые, по его мнению, существенно влияют на характер развития науки. Лакатос, — столь озабочены решением своих эпистемологических и логических проблем, что так и не достигают того уровня, на котором их бы могла заинтересовать реальная история науки. В противном случае для восстановления цивилизации потребуются тысячи лет. Нам представляется, что рассуждения Поппера несколько противоречивы. Допустим, что в условиях предложенного эксперимента мы открываем учебник физики и наталкиваемся на так называемое правило буравчика, задающее направление линий напряжённости магнитного поля прямого тока: Сумеем ли мы понять это правило в рамках попперовского мысленного эксперимента? Будет ли оно нести для нас какую-то информацию? Процесс исторического развития науки по Попперу можно описать следующим образом: Таким образом, рост научного знания невозможен без выдвижения гипотез и их опровержений, а метод проб и ошибок есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации. Здесь необходимы воображение, умение формулировать проблемы, способность к взаимной критике конкурирующих теорий. Подходя к вопросу о научном методе, Поппер отмечает, что вопросы методологии науки нельзя решать эмпирически, то есть исходить из реальной научной деятельности. Но вопрос о методе также нельзя сводить к логическим исследованиям.

Концепция Третьего мира К.Поппера и научные революции

Научный метод и формальная логика связаны между собой, но не совпадают друг с другом, так как формально-логический анализ теории не подразумевает постижения принципов изменения и развития теорий. В отличие от предшественников - логических позитивистов - Поппер не отвергает и философские методы. Более того, он говорит о том, что не существует метода, свойственного только философии. Он обращает внимание на то, что многие философские идеи например, атомизм способствовали прогрессу науки, вследствие чего стремление уничтожить метафизику может поставить под угрозу и само научное знание. Поппер подчеркивает следующий важный момент: Все методы можно отнести к разным уровням в зависимости от их универсальности. Сначала формулируются методологические правила более высокого уровня, представляющие собой норму для определения остальных правил. Основное в учении Поппера о методе - понятие критического метода, сущность которого состоит в том, что любая гипотеза или теория должна подвергаться объективной критике. Гипотезы, не выдерживающие критики, должны отвергаться, но и гипотезы, не поддающиеся критике, - тоже. Ошибочный метод критики ведет к догматизму или релятивизму. Правильный метод заключается в стремлении посредством дискуссии выявить следствия данной теории и их приемлемость для науки. Критический метод должен выявлять внутренние противоречия и неадекватность прежних теорий и исследовать их вплоть до фундаментальных предпосылок.

карл поппер о трех мирах

Критический метод Поппер противопоставляет догматическому, псевдонаучному. Он будет эффективен только в том случае, если ученый сознательно занимает критическую позицию. С точки зрения Поппера, это самая высокая из имеющихся на сегодня форм рационального мышления. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, критический метод требует творческого подхода, изобретательности в критике старых теорий и способности к выдвижению новых. Особенно значим критический метод в философии, точнее в гносеологии - теории познания, так как только он может вскрыть исходные методологические конвенции и доказать их ценность. Вопрос об оправданности индуктивных заключений или, точнее, о тех условиях, при которых такие выводы оправданны, получил известность как "проблема индукции". Частным случаем проблемы индукции можно считать вопрос об истинности универсальных законов природы. Признание логической неразрешимости проблемы индукции является общепринятым философским положением. На этом основании Поппер отвергает эмпирико-индуктивистские представления неопозитивистов и делает далеко идущие выводы. Саму точку зрения, согласно которой для эмпирических наук характерно использование индуктивных методов, Поппер считает широко распространенным заблуждением, так как в этом случае логику научного исследования пришлось бы отождествить с индуктивной логикой. Под индуктивной логикой обычно понимают переход от "частных высказываний" - отчетов о наблюдениях, данных, полученных в эксперименте, - к построению универсальных высказываний, то есть к созданию теорий и гипотез. Они также могут быть предметами познания напр. Но установление соответствия между этими состояниями и объективным положением вещей имеет лишь субъективный характер и зависит от веры рациональной, то есть основанной на имеющихся у нас знаниях, принимаемых нами за истинные в это соответствие. Для этого нужна эпистемология, абстрагирующаяся от познающего субъекта epistemology without knowing subject , T. В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Происходит это следующим образом: Уточним теперь наши представления о теоретическом уровне знания. Важно иметь в виду, что этот уровень знания обычно расчленяется на две существенные части, представляемые фундаментальными теориями и теориями, которые описывают конкретную достаточно большую область реальности, базируясь на фундаментальных теориях. Важно еще раз отметить, что в теории мы всегда имеем дело с идеальным объектом: Роль теории в науке определяется тем, что в ней мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, в то время как на эмпирическом уровне — с реальным объектом, обладающим бесконечным количеством свойств и, вообще говоря, интеллектуально не контролируемым. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то мы можем, вообще говоря, описать теоретический объект как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следствия из теоретических представлений. Коль скоро наши исходные абстракции верны, мы можем быть уверены, что и следствия из них будут верны. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью. Необходимо выделить часто нефиксируемый, но очень существенный уровень структуры научного знания — уровень философских предпосылок, содержащий общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий. Объяснять события можно только на основе других наук. Нередко новации в развитии науки бывают обусловлены переносом образцов из одной области знания в другую в форме своеобразных метафор. В развитии геоморфологии, науки о формах рельефа, огромную роль сыграла теория эрозионных циклов В. Согласно этой теории, все разнообразные формы рельефа образуются под воздействием двух основных факторов — тектонических поднятий суши и обратно направленных процессов эрозии. Не вызывает сомнения тот факт, что В. Дэвис работал в определенных традициях. Великий этолог и эволюционный эпистемолог Конрад Лоренц предположил, что кантовское априорное знание могло быть знанием, которое когда-то — сколько-то тысяч или миллионов лет назад — первоначально было приобретено a posteriori Lorenz, , а затем генетически закреплено естественным отбором.

карл поппер о трех мирах

Однако в книге, написанной между и гг. Полученное таким образом знание адаптируется к окружающей среде путём естественного отбора: Другими словами, всякое знание есть результат пробы изобретения и устранения ошибок — плохо приспособленных априорных изобретений. Таким образом, метод проб и ошибок — это тот метод, которым мы активно добываем информацию об окружающей нас среде. Мой четвертый тезис который я преподаю и проповедую уже более 60 лет состоит в следующем:. Знаменитый эксперимент, опровергающий бадейную теорию и особенно теорию чувственных данных, проведен Хельдом Held и Хайном Hein в г. Он описан в книге, которую мы написали вместе с сэром Джоном Экклзом Popper and Eccles, Это эксперимент с активным и пассивным котятами.

карл поппер о трех мирах

Эти два котенка связаны так, что активный котенок двигает пассивного в колясочке в том же самом окружении, в котором перемещается сам. В результате пассивный котенок с очень высокой степенью приближения получает те же самые восприятия, что и активный котенок. Однако проведенные после этого тесты показывают, что активный котенок многому научился, в то время как пассивный не научился ничему. Защитники обсервационистской теории познания могли бы на эту критику ответить, что ведь есть еще кинестетическое чувство, чувство нашего движения, и что отсутствие кинестетических чувственных данных на входе органов чувств пассивного котенка может объяснить — в рамках обсервационистской теории — почему он ничему не научился. Обсервационист мог бы сказать, что этот эксперимент показывает всего лишь то, что зрительное и слуховое восприятия могут быть полезны, только если они ассоциируются с кинестетическими. Чтобы сделать мое отвержение обсервационизма, или бадейной теории, или теории чувственных данных, независимым от любых подобных возражений, я сейчас сформулирую аргумент, который считаю решающим. Этот аргумент специфичен для моей эволюционной теории познания. Его можно сформулировать следующим образом. Мысль о том, что теории представляют собой сводку чувственных данных, или восприятий, или наблюдений, не может быть истинной по следующим причинам. С эволюционной точки зрения теории как и всякое знание вообще представляют собой часть наших попыток адаптации, приспособления к окружающей среде. Такие попытки подобны ожиданиям и предвосхищениям.

  • Удилище daiwa procaster feeder prf 12h ad
  • Zodiac лодка у кого есть
  • Как сплести сетку на подсачек
  • Машина и лодка на пульте управления
  • В этом и состоит их функция: Однако и наши органы чувств, например глаза, тоже такие же средства адаптации. Рассматриваемые с этой точки зрения, они являются теориями: Очевидно вместе с тем, что наши органы чувств логически первичны по отношению к нашим чувственным данным, существование которых предполагается обсервационизмом, — несмотря на то что между ними могла иметь место обратная связь если бы чувственные данные действительно существовали , так же как возможна обратная связь наших восприятий с органами чувств. Жизнь обычно характеризуют следующими свойствами или функциями, которые в значительной степени зависят друг от друга:. Все организмы — решатели проблем. Даже растения исследуют окружающую их среду. Построение теорий об окружающей среде в форме физических органов или иных анатомических изменений, новых вариантов поведения или изменений существующих вариантов поведения. Все эти функции порождаются самим организмом. Все они — акции actions организма. Они не являются реакциями reactions на окружение.

    карл поппер о трех мирах

    Это можно сформулировать и следующим образом. Большое влияние на современную методологию науки, оказали те идеи, которые были выдвинуты К. Философы прошлого уделяли большое внимание знанию в субъективном смысле, то есть второму миру и рассмотрению проблем соотношения второго и первого миров, в то же время мало изучали особенности жизни науки в третьем мире. А между тем для понимания сущности науки и закономерностей ее развития, Да и процесса познания вообще, по мнению К. Поппера, эта область исследований имеет важнейшее значение.

    «Третий мир» Карла Поппера

    Поппер, — которые так же важны, как знание различия между двумя категориями проблем: Карл Поппер скончался 17 сентября в лондонском районе Кройдон. Его жена Жозефина умерла раньше, в году. Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. В своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться принцип фаллибилизма [7] [9] [12]. Критический реализм появился как попытка Поппера решить философские проблемы демаркации отделение научного знания от ненаучного и индукции допустимость индуктивных суждений из опыта. В противовес этому принципу Поппер выдвинул принцип фальсификационизма, согласно которому теория является научной, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен [9] [12]. Проблему индукции, сформулированную Юмом , пытался решить ещё И. Кант, который считал допустимыми индукцию из опыта, поскольку человек, согласно Канту, обладает истинной априорной интуицией о реальном мире, поэтому ему удаётся построить такие истинные теории, как физика Ньютона. Однако, после выхода в свет работ Эйнштейна по теории относительности, эта философская установка пошатнулась. Поппер предложил своё решение этой проблемы. Они соотносятся между собой таким образом, что "мир 3" и "мир 1" не могут взаимодействовать между собой без посредства человека. Все три мира реальны. Реальными являются не только физические сущности поля, силы, кванты и "твердые материальные тела", но и сознание как субъективный духовный процесс, а также содержание сознания, объективированное в форме культуры.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?